Небольшой сборник С бору по сосенке:

* * *

Откуда пошло выражение «гомерический смех»?

От «Илиады» Гомера.

* * *

Что означает выражение «гой еси»?

Все мы слышали или читали в русских народных сказках и былинах выражение:

«Ой ты гой еси, добрый молодец!»

Что же значит это странное словосочетание?

Гой - это древнерусское слово, которое можно перевести на современный язык как «жить», «здравствовать».

Слово изгой, кстати, означает изжитый.

А «еси» - это устаревшая форма слова «есть» в значении «быть».

В результате получается, что

«Гой еси» - это приветствие наших предков, которое можно перевести как «будь жив!» или «будь здоров!».

В наше время это приветствие заменилось словом «Здравствуй!».

Автор разъяснения - Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона».

ИСТОЧНИК

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/9oCh3xYjOps

* * *

Какие страны чаще всего воевали с Россией.

Турция, раньше она называлась Османская империя - 12 войн за 241 год. В среднем одну русско-турецкую войну от другой отделяло 19 лет.

Швеция, с середины 16 века до начала 19 века - 10 войн.

Польша - 10 войн, в период с 1018 по 1939 год.

Германия - 3 крупные войны, две из которых - мировые.

Франция - четырежды воевала с Россией.

Япония - 4 войны.

Китай - 3 военных конфликта.

Историки насчитывают в период с 1240-го по 1462 год - 200 войн - за 222 года жизни страны.

С 14 века по 20 век - 329 лет войны, это за 525 лет жизни страны.

Генерал Куропаткин в 1900-м году писал:

«За предыдущие 200 лет Россия была в состоянии войны 128 лет и только 72 года мира».

Получается - Россия вынуждена была воевать две трети своей жизни.

Это текст из видео Ирины Лебедевой:

Ссылка на видео: https://youtu.be/SrmiXCVU_xE

* * *

ДИКТАТУРА ПО ИЛЬИНУ

Русский философ Иван Ильин до конца своих дней не оставлял надежды на крах коммунистической идеологии в России, мечтал о восстановлении национального государства.

Этим объясняется обилие его работ о будущем государственном обустройстве России.

Так что, пожалуй, теперь его можно назвать самым актуальным и современным российским философом и политиком.

Это можно подтвердить тем фактом, например, что несколько лет назад кремлёвская администрация подарила губернаторам и членам партии «Единая Россия» книги, рекомендованные для вдумчивого чтения, в том числе «Наши задачи» Ивана Ильина.

О чём это говорит?

Иван Ильин является и самым проницательным русским философом: более полувека назад он ответил на многие вопросы, которые и сегодня стоят перед властью.

Да, конечно, Иван Ильин ненавидел большевистский, а затем и коммунистический режим всеми фибрами души.

Но он не просто мечтал, чтобы режимы эти сгинули, как наваждение, на время овладевшее Россией. В «Наших задачах», во втором томе, он чётко изложил пути возрождения России, как национального государства. Каким она, Россия, должна стать, освободившись от коммунистической диктатуры.

При этом саму диктатуру он не отрицал, он только мечтал придать ей благонамеренность.

Странным может показаться, что принципы именно такой русской благонамеренной диктатуры впервые выразил ещё Пушкин.

О такой диктатуре был однажды разговор будущего великого поэта с самим царём Николаем Первым.

Этот разговор записан почти протокольно неким Юлием Струтыньским, поляком, который один догадался о необычайном значении этого разговора и долго пытал о нём Пушкина.

Император Николай тогда ещё не совсем пришёл в себя от того ужаса, который пригрезился ему за спинами солдат на Сенатской площади.

Он, может быть, видел уже апокалипсические картины, которыми проиллюстрирует время ход дальнейшей русской истории.

- Ты, может, думаешь, - спросил царь Пушкина, приглашённого к нему специально для этой беседы, - что я был жесток с твоими друзьями? Нет! Я не задумаюсь повторить то же, если гидра революции вновь поднимет оставленную по недосмотру голову… Пока с неё упало только пять голов…

- Государь, - сказал Пушкин, - вы увидели гидру о пяти головах, но не видите гидру о тысячах голов. Настоящая беда России в этом. Есть сегодня для России бОльшая опасность, чем бунт. Вы, может быть, не знаете, что по-настоящему губит Отечество и вот-вот уничтожит и его, и вас…

- Выражайся яснее, - царь удивился, наверное.

И тут Пушкин заговорил о той русской болезни, которую как ни лечили, а лишь безнадёжнее становилась болезнь:

- Государь, Россию губит самоуправство. Народ не знает другой власти, кроме власти чиновника.

Эта власть злобна и бесстыдна. Общественная безопасность ничем у нас не обеспечена. Справедливость в руках мздоимцев. Над честью и спокойствием семейств издеваются негодяи.

Судьбою каждого управляет не закон, а фантазия столоначальника… В высшем почёте у нас казнокрады. Укравшего копейку у нас могут посадить, а крадущего сотни тысяч назначают в правительство…

Что ж тут удивительного, что нашлись люди, восставшие против этого порядка. Мне видится в мятеже другое, нежели вам, государь.

Те, которых вы считаете злодеями, хотели уничтожить то, что есть, и построить то, что должно быть: вместо притеснения - свободу, вместо насилия - безопасность, вместо продажности - нравственность, вместо произвола - покровительство закона. Другое дело, что в патриотическом безумии они зашли слишком далеко…

- Значит, ты всё-таки одобряешь мятеж… Оправдываешь заговор против власти…

- О нет, ваше величество, я только хотел сказать, что если это не устранить, то поднимется такой вихорь, который всё снесёт. Если бы вы решились вытравить эту гидру, я мог бы терпеливо снести и двадцать лет диктаторства, самого деспотического, но хорошо бы умного, - будто бы сказал Пушкин.

- Занятно, - будто бы только и сказал на это царь.

И, чтобы до конца уже следовать Пушкину, будем помнить, что всякая русская политическая программа, в том числе и программа диктатуры, как особого института власти, вполне может уместиться вот в эти несколько его строк:

«Лучшие и прочнейшие изменения (реформы, по-нашему – Е. Г.) суть те, которые происходят от улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества».

Это отрывки из книги - Русские отцы Америки.

Автор Евгений Гусляров.

ИСТОЧНИК

Далее о Диктатуре по Ильину вы можете прочитать сами по ссылке на источник:

ИСТОЧНИК

* * *

Встретилась мне недавно книжка, русского историка, этнографа и антрополога, публициста, специалиста по расколу Русской церкви, Афанасия Прокофьевича Щапова

Афанасий Прокофьевич Щапов

( он умер в 1876, в 44 года, в Иркутске), изданная в 1870 году с таким вот названием:

«Социально-педагогические условия умственного развития русского народа».

И сразу подумалось мне:

- А какие социально-педагогические условия для умственного развития русского народа, были созданы за последние 30 лет в современной России?

* * *

На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить! Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.

Все выпуски С бору по сосенке - 105 видео озвученные мной.

До свидания.