Этот мой любимый жанр

Survival horror (дословно-выживание в ужасе) - жанр компьютерных игр, появившийся в начале и сформировавшийся к концу 1990-х гг. Игры этого жанра содержат в себе различные специфические составляющие, главной целью которых является нагнетание, подобно литературе и фильмам ужасов, атмосферы страха и тревоги. Хотя, подобно играм жанров action, action-adventure и 3D шутера, survivalhorror часто включает в себя бои и уничтожение противников, эта часть игрового процесса сильно затруднена из-за нехватки боеприпасов, низкого здоровья, скорости игрового персонажа или других ограничений. Как правило, survival horror предлагает игроку пробираться через пугающие лабиринтообразные виртуальные миры, разыскивая способы продвинуться дальше и подвергаясь неожиданным нападениям врагов.

К основным чертам survival horror стоит отнести следующие моменты:

Во-первых, игрок вооружен довольно скромно (в отличие от шутеров), а также имеет весьма ограниченные физические возможности — как правило,в хоррорах персонаж может только ходить, бегать и взбираться на небольшие возвышения, а такие способности как прыжки, кувырки и прочие более сложные приемы (в том числе — стрельба на бегу) ему недоступны. В ряде случаев протагонист плохо владеет оружием (стрельба неточна, удары холодным оружием — неловки и слабы).

Во-вторых, нередко хорроры обладают рядом кинематографических эффектов — например, во многих случаях камера фиксирована и показывает персонажа со стороны (как исключение можно привести в пример Silent Hill, где используется как и кинематографическая камера (внутри помещений), так и классический ракурс «за спиной»).

Третьим достаточно распространенным признаком хоррор-игр является отсутствие возможности сохранять игру в любом месте — это относится к Silent Hill, Resident Evil, и некоторым другим играм (в современных хоррорах наблюдается тенденция ухода от этой традиции). Часто для продвижения по игре, игрок должен решать разнообразные головоломки, которые могут составлять даже большую часть игрового процесса,сравнительно с боевой частью.

В связи с этим в survival horror персонаж имеет инвентарь, который обычно расположен на отдельном игровом экране, где отображены предметы, которые персонаж носит с собой и с которыми может совершать какие-либо действия. Другой частый элемент: сильно ограниченное количество ресурсов (медикаменты, боеприпасы) и из-за этого — постоянная необходимость их экономии (отсюда и «выживание» в названии). Для усиления чувства беспокойства, действие игры обычно происходит в замкнутом, стеснённом пространстве с низкой видимостью (подземелья, дома, узкие улочки города).

Развитие жанра

Обозначение жанра как «Survival horror» впервые было использовано в Resident Evil (1996). Более ранний пример игр в котором используются элементы «Survival horror» являются двухмерная ролевая игра SweetHome (1989) от японской компании Capcom и Haunted House (1981) от Atari.

Однако первой игрой этого жанра, заложившей в него большую часть его основных черт, является Alone in theDark (1992), созданная компанией Infogrames Entertainment, SA. Теперь этот термин используется для обозначения игр схожей тематики, в том числе и тех, которые были выпущены до Resident Evil. Alone in theDark отличался своей простотой, полигональными персонажами, фиксированными камерами обзора, рисованными фонами, однако при всей простоте внешнего вида игра была достаточно сложной для прохождения.

Alone in the Dark принёс известность своим создателям, а сама игра завоевала множество призов и наград. И уже в следующем 1993 году выходит её продолжение — Alone in the Dark 2. Но всё же сиквел не достиг такого большого успеха, как оригинал. Спустя два года вышла третья серия сериала и оказалась провальной. Действие третьей части происходило в заброшенном городе на Диком Западе.

Одной из следующих заметных игр жанра Survival horror явилась Nocturne вышедшая в 1999 году и созданная американскими разработчиками фирмы Terminal Reality. Сюжет игры вращался вокруг секретной правительственной организации под названием Spookhouse, которая занималась поисками и уничтожением различных сверхъестественных существ. В это же время японские разработчики компании Konami выпустили другой, не менее яркий, представитель жанра, который своим успехом затмил Nocturne и стал началом серии игр с одноименным названием — Silent Hill. Действие игры проходило в американском городе-призраке Сайлент Хилл, куда писатель Гарри Мэйсон попал в результате автомобильной аварии. По ходу сюжета Гарри узнает о страшном ритуале, изменившем город раз и навсегда.

Немаловажное значение в развитие жанра внесла игра Blair Witch Project, которая была создана по мотивам фильма Ведьма из Блэр, а также последовавшие за ней продолжения — Legend Of Coffin Rock и Elly KedwardTale.

Хоррор-шутер

Нередко разработчиками используется идея хоррор-шутера (зачастую с кооперативным режимом игры), где игрок должен в пределах игрового уровня противостоять многочисленным противникам, управляемым искусственным интеллектом (обычно это зомби). Наиболее ярким представителем этого жанра является аркадный шутер House of the Dead (1998). Первым переходом от жанра survival horror к horror shooter была четвертая часть серии Resident Evil (2005), в которой стал преобладать элемент стрелялок. Элемент страха и ужаса в игре не был потерян, но стал второстепенным в геймплее. Среди игр этого жанра встречаются различные любительские модификации, например, Zombie Survival для Garry's Mod, Killing Floor для UnrealTournament 2004. На волне успеха современных игр этого жанра в 2008 году компания Valve выпустила многопользовательский хоррор-шутер Left 4 Dead.

Наиболее известные игры и серии игр

Основная статья: Список игр в жанре Survival horror

Haunted House (1981): прародитель жанра survival horror.

Sweet Home (1989): первое подобие игр жанра survival horror. Смесь RPG и horror.

Alone In the Dark (1992): первая полноценная survival horror игра, заложившая основы жанра и первая игра жанра использующие трехмерные модели. Игра заложила основы геймплея и функции камеры. Игровой мир игры основан на творчестве американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта.

The Dark Eye (1995): квест хоррор-жанра, основанный на творчестве Эдгара Аллана По. Внешне игра представляет собой сочетание 3D графики, пластилиновой анимации и отрывков видео. Благодаря нешаблонному интерфейсу, сюжету и персонажам, исключительность этой игры стала её сильной чертой.

Resident Evil (1996): первая игра, вышедшая с пометкой «survival horror» и ставшая более яркой, чем её прародители. В игре был изменён инвентарь, более проработанный сюжет и включены загадки, ставшие впоследствии неотъемлемой частью жанра.

House of the Dead (1998): первыйпредставительответвленияотжанра survival horror — survival shooter.

Silent Hill (1999): один из ярчайших представителей жанра, предоставляющий игроку относительную свободу действий и возможность изменить концовку.

Aliens versus Predator (1999): мрачная атмосфера фильмов «Чужие» и «Хищник», разнообразный геймплей и трехмерная графика — делают игру ярким представителем жанра horror shooter.

Parasite Eve (1998): уникальная игра с мрачной атмосферой, сочетающая RPG элементы и survival horror.

Clive Barker's Undying (2001): хоррор шутер от первого лица 2001 года. В разработке участвовал знаменитый автор романов ужасов Клайв Баркер.

Forbidden Siren (2003): хоррор-игра от создателей оригинального Silent Hill, делающая особый акцент на stealth-элементы в игровом процессе.

The Suffering (2004): остров-тюрьма, с которого главный герой Torque пытается сбежать.

F.E.A.R. (2005): один из ярких представителей жанра horror shooter. Вся игра происходит от первого лица и камера никогда не показывает игрока со стороны. Все события в игре взаимосвязаны линейным сюжетом, но имеются временные интервалы между эпизодами. Игра часто критикуется за «коридорный» дизайн уровней и отсутствие открытых помещений. Лишь в некоторых локациях действие происходит на открытом пространстве. С другой стороны, закрытые помещения обычно представляют собой систему комнат, связанных между собой. Это даёт игроку возможность нападать на врага с разных сторон, впрочем такой же тактикой ведения боя может воспользоваться и враг.

Resident Evil 4 (2005): первый survival horror, в котором геймплей переплетается с экшеном от третьего лица

Мор (Утопия) (2005): имеет в себе элементы survival horror, предлагая нетрадиционный нелинейный психоделический сюжет

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2006): игра наполнена реалистичными сценами психическойнестабильности. Создана по произведениям Лавкрафта.

Penumbra: Overture (2007): компьютерная игра в жанре survival horror

Dead Space (2008): игра, созданная по мотивам фильмов Космическая Одиссея 2001, Чужой, Нечто,Затерянные в космосе и Горизонт Событий и в основном по мотивам игры System Shock 2. Игра получила награду «Хоррор года» (2008) журнала Игромания.

Left 4 Dead (2008): первая игра survival shooter, в которой геймплей полностью основан на мультиплеере.

Amnesia: The Dark Descent (2010): чистый хоррор от создателей Penumbra. Основным хоррор-моментом является невозможность противостоять врагам.

Прочие игры жанра

Серия Dino Crisis: один из главных законодателей жанра survival horror. Решения внесенные в серии DinoСrisis в дальнейшем использовались в других играх Capcom. В частности: выбор действия сценария, мини-игра с нажатием кнопок так же в дальнейшем использовалась во многих horror-играх, включая Resident evil 4.

Серия Clock Tower

Серия Blair Witch

Project Zero, в США также известная как Fatal Frame: одна из самых необычных серий в жанре, геймплейкоторой строится на фотографировании призраков, что в итоге ведёт к победе над ними; фабула игрыстроится на историях о привидениях, экзорцизме и синтоистских ритуалах.

BioForge (PC, 1995)

Vampire Hunter D(PlayStation, 2000)

slender-man

Horror-шутеры

Разновидность шутеров, в которых геймплей построен на том же, что и геймплей survival horror.

Aliens versus Predator,Aliens versus Predator 2

System Shock, System Shock 2

Doom 3

Blood

Nosferatu: The Wrath of Malachi

Cold Fear

The Suffering

The Suffering: Ties That Bind

Condemned: Criminal Origins, Condemned 2: Bloodshot

The Thing

Land of the Dead: Road to Fiddler's Green

Clive Barker's Undying

Clive Barker's Jericho

Анабиоз: Сон Разума

Dead Island

You Are Empty

Horror-адвенчуры

Martian Gothic Unification

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Scratches

Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder

Necronomicon