За основной критерий деления жанров берём действия, наиболее часто совершаемые в играх данного жанра, и ничего больше (положение камеры: вид из глаз, вид сзади, вид сверху, вид из кабины; движение времени: реальное время или пошаговый режим; количество игроков - не являются критериями для жанров, они лишь определяют способ подачи геймплея).

Игры делится на три большие группы: ролевые, стрелялки, стратегии. Все игры внутри группы очень похожи между собой, но одновременно с этим имеются игры с различными отклонениями. Эталоны групп игр находятся на золотой середине, а жанры с всё большими отклонениями – всё дальше от центра.

Выделены 15 основных геймплейных элементов из которых состоит вообще любая игра (предпоследняя строчка снизу: обучение, загадки, общение, роль, изучение, собирание, уклонение, уничтожение, соревнование, техника, забота, развитие, контроль, тактика, план).

Существуют игры с элементами нескольких жанров, которые могут принадлежать каждому из них (например, серия Grand Theft AutoКосмические Рейнджеры, Rome: Total War и многие другие). Такие проекты причисляют либо к одному из жанров, который в игре является основным, либо сразу ко всем, присутствующим в игре, если они в равной мере составляют геймплей проекта.

Action

Основная статья: Action

3D-шутеры, «бродилки-стрелялки»

Основная статья: 3D-шутер

3D-шутер (англ. 3D Shooter) — в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи оружия ближнего боя (как правило холодного) и стрелкового оружия (чаще всего огнестрельного оружия и энергетического), для достижения определённых целей на данном уровне,обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. Врагами часто являются:бандиты (напр. Max Payne), нацисты (напр. в Return to Castle Wolfenstein) и другие «плохие парни», а также всевозможные инопланетяне, мутанты и монстры (напр. Doom, Half-life, Duke Nukem 3D).

Есть мнение, что шутер — это не жанр, так как берет за основу концепцию аркад в стиле Virtual Shooting сдобавление в нее элементов перемещения в трехмерном пространстве.

В зависимости от сюжета игры арсенал игрока может включать как современные виды оружия, так и их футуристические аналоги, а также виды оружия, не имеющие аналогов на сегодняшний день. Как правило,типичный набор оружия содержит: холодное оружие ближнего боя (ножи, кастеты, кусок трубы, бейсбольная бита, монтировка, мечи, сабли, копья, кинжалы, палицы, кистени и т. д.), луки и арбалеты, пистолеты,автоматы или автоматические винтовки, дробовик («шотган»), снайперскую винтовку, многоствольный роторный пулемёт или одноствольный, а также гранаты или бутылки с зажигательной смесью. И пистолеты, и автоматы, и винтовки могут быть как огнестрельные так и энергетические (бластеры, плазмометы, лучеметы).Часто оружие имеет альтернативный режим стрельбы или оснащено оптическим прицелом с возможностью изменения кратности или без такового. Также игрок может наносить удары при помощи ног, или бить врагов прикладом или рукоятью пистолета. В «реалистичных» играх (например, в FarCry и F.E.A.R.) игрок может нести с собой только ограниченное число видов оружия, в то время как, в аркадных (напр. Unreal Tournament,Quake) можно было использовать все виды оружия, доступные в игре. Также в «реалистичных» шутерах более совершенная модель повреждений, как самого игрока, так и его противников, в частности попадание в голову в «реалистичном» шутере вполне может вызвать мгновенную смерть персонажа игрока (Operation Flashpoint:Cold War Crisis), тогда как в аркадных у персонажа обычно отнимается ненамного больше «хитпойнтов» (от англ. hitpoints), чем при попадании в туловище.

Шутеры от первого и от третьего лица

В шутерах от первого лица (англ. First person shooter, FPS) игрок не видит персонажа со стороны — он наблюдает за происходящим от лица персонажа — «глазами персонажа» (англ. First person look), и наблюдаемая игроком картина совпадает с тем, что «видит» персонаж. В шутерах от третьего лица (англ. Thirdperson shooter, TPS) игрок видит персонаж со стороны с фиксированной (обычно со спины) или произвольной точки зрения (англ. Third person look). В ряде игр реализована возможность переключения первое/третье лицо и фиксированная/произвольная камера.

Примеры шутеров от первого лица:

Примеры шутеров от третьего лица:

«Кровавые» шутеры

От англ. gore. Суть таких игр заключается в уничтожении огромного количества врагов, чаще всего компьютерных ботов, большими группами надвигающихся на игрока. При этом игрок должен иметь пространство для маневра.

Примеры:

Тактические шутеры

Основная статья: Тактический шутер

Принципиальное тактических шутеров отличие от классических состоит в том, что персонаж не изображает героя-одиночку, а действует в составе команды. В тактическом шутере обычно воссоздаётся деятельность отрядов — взаимодействие между бойцами, маневрирование и выбор направления атаки, подбор команды и её вооружения. В одиночном режиме эти возможности реализуются ботами, в сетевом — через взаимодействие живых игроков.

Примеры:

Файтинги

Основная статья: Файтинг

Геймплей состоит исключительно из поединков двух и более противников с применением рукопашного боя.

Примеры:

Избей их всех

Основная статья: Избей их всех

Разновидность файтингов, бой в которых происходит за пределами арены и со множеством противниководновременно.

Примеры:

Слэшер

Основная статья: Слэшер

Игры с видом от третьего лица, основной частью игрового процесса, в которых являются фехтовальные поединки с применением холодного и другого оружия.

Примеры:

Аркада

Основная статья: Аркада (игра)

Аркада (англ. Arcade) — игра, в которой игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Игровой процесс прост и не меняется в течение игры. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т. д.

Термин «аркада» по отношению к компьютерным играм возник во времена игровых автоматов, которые устанавливались в торговых галереях (arcades). Игры на них были простыми в освоении (чтобы привлечь побольше играющих). Впоследствии эти игры перекочевали на игровые приставки (консоли) и до сих пор являются основным жанром на них.

Стелс-экшен

Основная статья: Стелс-экшен

Стелс-экшен (англ. Stealth-action) — игры, в которых предполагается не сражаться с большинством встреченных противников, а всячески избегать возможного контакта с ними, попутно выполняя поставленные задачи. Стелс-элементы (например, возможность выглядывать из-за угла, прислонившись к стене) часто встречаются в играх различных жанров.

Примеры:

Симуляторы/Менеджеры

Основная статья: Симулятор

Симуляторы и Менеджеры (англ. Simulation, Simulator) — игры, предоставляющие возможность симуляции и управления тем или иным процессом из реальной жизни.

Технические

Игра-симуляция. При помощи компьютера как можно более полно имитируется физическое поведение и управление каким-либо сложным объектом технической системы (например: боевым истребителем,автомобилем и т. д.). Если аркадные игры стремятся развлечь игрока при помощи разных невозможных явлений, трюков и остроты сюжета, то главный критерий качества технических симуляторов — полнота и реалистичность моделирования его объекта (автомобиля, воздушного судна и т. д.).

Примеры:

Гоночные:

Авиационные:

Космические:

Железнодорожные:

Водные суда:

Аркадные

Упрощённая версия технических симуляторов, нередко с альтернативной физикой. Принципиальное отличие от собственно аркад — наличие хоть и упрощённой, но всё же физической модели. Чаще всего с подобной физикой делаются симуляторы космических кораблей и автомобилей.

Примеры:

Спортивные

Спортивный симулятор (англ. Sport game; другое название — «спортсим», от англ. sport simulator — симуляторспорта). Как и следует из названия — имитация какой-либо спортивной игры, наибольшее распространение получили имитации футбола, хоккея, баскетбола, тенниса и гольфа, боулинга и бильярда.

Спортивный менеджер

Спортивный менеджер — разновидность спортивного симулятора. Отличительной особенностью является то,что при симуляции игрок наблюдает непосредственно за игровым процессом и может влиять на ход матча в режиме онлайн, а при менеджменте настройки тактики, стратегии, трансферов и финансовых операций выбираются заранее, и игрок просматривает результаты уже после матча.

В спортивном менеджере игрок выступает в роли управляющего собственной спортивной командой (спортсменом). Задачей играющего становится не только победа в матчах, но и грамотное и успешное управление инфраструктурой своего клуба.

Примеры:

Экономические

Экономические симуляторы (англ. Business simulation game), нередко относимые также к жанру стратегий, посвящены отображению экономических, рыночных процессов — чаще всего речь идет о предпринимательстве; целью игрока, руководящего неким предприятием, является извлечение виртуальной прибыли. В «чистых» экономических симуляторах отсутствуют элементы строительства; игрок должен управлять уже существующим коммерческим предприятием; рыночные процессы и поведение конкурентов относительно приближены к реальности.

Примеры:

Элементы экономической симуляции, зачастую весьма значительные, включаются во многие стратегические игры, где одной из целей игрока также является извлечение прибыли. В играх данного жанра игроку предоставляется возможность управлять экономическими системами различной степени сложности,например, городом (SimCity), островным государством (Tropico), фермой (SimFarm), транспортной фирмой(Railroad Tycoon) либо выбирать профиль и размера виртуального бизнеса по своему усмотрению (Virtonomics) и т. п. Зачастую в качестве объектов управления могут выступать экзотические системы, например, муравейник (SimAnt) или подземелье (Dungeon Keeper).

Стратегии

Основная статья: Компьютерная стратегическая игра

Стратегии (англ. Strategy) — игры, требующие планирования и выработки определенной стратегии для достижения некоей конкретной цели, например, победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Различают походовые или пошаговые стратегические игры (Turn-Based Strategy, TBS), где игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное(в зависимости от типа и сложности игры) время на свой ход, и стратегические игры в реальном времени (Real Time Strategy, RTS), в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.

Стратегии по схеме игрового процесса

Стратегии в реальном времени

Основная статья: Стратегия в реальном времени

Стратегии в реальном времени (англ. Real-time strategy, RTS) — в этих стратегиях игроки производят своидействия одновременно. Они появились несколько позже пошаговых, первой получившей известность игройэтого жанра была Dune II (1992), сюжет которой основан на одноимённом произведении Фрэнка Герберта. Ужетогда сформировались общие принципы стратегий в реальном времени.

Большинство «классических» стратегий в реальном времени предполагают следующий игровой процесс: сбор неких ресурсов; строительство и укрепление базы или лагеря; создание на этой базе боевых единиц (наёмсолдат, строительство техники); объединение их в группы, штурм и уничтожение этими группами вражеской базы.

Примеры:

Пошаговые стратегии

Основная статья: Пошаговая стратегия

Пошаговые стратегии (англ. Turn-based strategy, TBS) — игры, в которых игроки производят свои действия поочереди. Пошаговые стратегии появились раньше RTS и отличаются значительно большим разнообразием.Разделение игрового процесса на ходы отрывает его от реальной жизни и лишает игру динамизма, врезультате чего эти игры не так популярны, как стратегии в реальном времени. С другой стороны, в TBS уигрока гораздо больше времени на размышление, во время совершения хода его ничто не торопит, что даётвозможность намного более глубокого и обстоятельного планирования.

Примеры:

Карточные стратегии

Основная статья: Карточная стратегия

Карточные стратегии — это компьютерные версии настольных коллекционных карточных игр.

Примеры:

Стратегии по масштабу игрового процесса

Варгеймы

Основная статья: Варгейм

В варгейме (англ. Wargame), в отличие от других видов стратегий, игрок не должен создавать армию, его цель — победить противника в бою, используя те силы, которые у него есть в распоряжении в начале боя.

В варгеймах, как правило, делается упор на аутентичность, реалистичность и историчность.

Примеры:

Глобальные стратегии

Основная статья: Глобальная стратегия

Глобальные стратегии (англ. Government simulation game) — стратегии, в которых игрок управляет государством. В его руках не только война и экономика, но и научный прогресс, освоение новых земель и дипломатия. В некоторых из них наряду с глобальной картой существуют местные, на которых проходят тактические сражения.

Примеры:

Симуляторы бога

Симуляторы бога (англ. God game) — стратегические игры, в которых игроку предстоит выступать в роли «бога» — некоей сверхъестественной сущности, заботящейся о целом небольшом народе. Подобные игры характеризует, как правило, непрямой контроль над отдельными игровыми персонажами — ими управляет компьютер, а роль игрока определяется «сверхъестественным» вмешательством в их жизнь, постройке зданий, поддержанию оптимального состояния подопечного общества и тому подобному. Многие симуляторы бога не ставят перед игроком никаких конкретных задач, предоставляя ему возможность свободно и неограниченно развивать подопечное общество.

Примеры:

Приключения

Приключение (англ. Adventure) — игра-повествование в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Текстовая приключенческая игра

Основная статья: Interactive Fiction

Первоначально, из-за малого распространения графических устройств отображения и недостатка ресурсов (памяти и мощности процессора), приключенческие игры были текстовыми. Позднее этот жанр был назван текстовым квестом. Отличие от графических квестов состоит в том, что игрок взаимодействует с игровым миром посредством командной строки и информация о мире выводится в виде текстов и рисунков из печатных знаков. В текстовых квестах вовсе не обязательно отсутствует графическая составляющая — это ярко выражено в более поздних текстовых квестах (Superhero league of Hoboken и т. п.)

Пионеры жанра приключенческих игр — Colossal Cave Adventure, Охота на Вампуса, Zork — были текстовыми.

Графический квест

Основная статья: Квест

Графические приключенческие игры эволюционировали из текстовых приключений. Первые графические квесты появились ещё в начале 1980-х. Это такие популярные серии, как King’s Quest, Space Quest, LeisureSuit Larry. Первые игры этого жанра сочетали в себе текстовый ввод с графическим отображением происходящего. С выходом игры Maniac Mansion получил распространение интерфейс, использующий вместо текстового ввода управление при помощи компьютерной мыши («point and click»).

Примеры:

Головоломки

Кроме сбора предметов и их использования, в этих играх решаются различные головоломки, в той или иной степени интернированные в сюжет, и на решение головоломок делается основной упор. Обычно может понадобиться сборка различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности, механизмов. Самыми популярными представителями жанра являются Myst, Neverhood.

Приключенческий боевик

Основная статья: Action-adventure

Главным образом основан на реакции и рефлексах игрока, но есть и элементы классических квестов —предметы и взаимодействие с окружающей обстановкой. Известными представителями являются игры серии Legend of Zelda, Resident Evil и другие игры жанра ужасов.

Симулятор свиданий

Основная статья: Симулятор свиданий

Симуляторы романтических отношений. Так же известны как романтические приключения (англ. romanticadventure). По геймплею некоторые из них близки к RPG, другие — к квестам.

Визуальная новелла

Основная статья: Визуальная новелла

Другое название — визуальный роман. Жанр компьютерных игр, в котором зрителю демонстрируется история при помощи вывода на экран текста, статичных (либо анимированных) изображений, а также звукового и/или музыкального сопровождения.

Музыкальные игры

Основная статья: Музыкальные игры

В музыкальных играх геймплей строится на взаимодействие игрока с музыкой. Жанр же может быть любой, от головоломок до ритм игр.

Примеры:

Ритмические игры

Поджанр музыкальных игр, который в последнее время набирает огромную популярность, благодаря аркадным автоматам и специальным контролерам, которые часто используются в подобных игр. Но из-за неимения первого и дороговизны второго жанр не распространён в России. Основной идеей является правильно нажатие кнопок показанных на экране под ритм музыки.

Примеры:

Ролевые игры

Основная статья: Компьютерная ролевая игра

Характерные признаки ролевой игры (англ. Role playing game, RPG):

  • У главного героя (героев) и других персонажей и врагов (чаще в меньшей степени) присутствует некоторое количество параметров (умений, характеристик, навыков) которые определяют их силу и способности.Обычно, главная характеристика персонажей и врагов это уровень, который определяет общую силу персонажа и определяет доступные навыки и предметы экипировки. Все эти параметры надо совершенствовать путём убийства других персонажей и врагов, выполнением заданий и использованием этих самых навыков.
  • Присутствует проработанный и обширный мир, сильная сюжетная линия, разветвлённые диалоги с разными вариантами ответов, множество разных персонажей со своими целями и характерами.
  • Большое количество разных предметов: экипировки, зелий, артефактов и т. д.
Поджанры
  • action RPG — ролевая игра с шутерной или слэшерной боевой системой, включает в себя сложные квесты иразвитую систему прокачки.

Примеры: Mass Effect, Deus Ex, Gothic, The Elder Scrolls.

  • Hack'n'Slash RPG — ролевая игра с акцентом на истребление врагов, собирание наиболее мощных вещей,прокачку характеристик. Обычно имеют упрощённый мир и сюжет, небольшое количество диалогов и вариантов решения квестов и других задач.

Примеры: Diablo, Dungeon Siege, Titan Quest.

  • true RPG (также просто RPG или CRPG) — ролевая игра с большим количеством диалогов, глубокой ролевой системой, свободой в выборе путей решения различных задач, проработанным миром и сюжетом.

Примеры: Fallout, Planescape: Torment, Baldur's Gate, Dragon Age: Origins.

  • JRPG — (Японская РПГ) ролевая игра с проработанным миром и диалогами, но с меньшей свободой выбора,чаще всего имеет очень увлекательный, но линейный сюжет, отсутствие выбора в прокачке характеристик персонажа, а также очень проработанных и красивых персонажей. Игра чем-то похожа на интерактивную книгу. Чаще всего создаётся японскими разработчиками, и существует очень мало игр такого рода, созданных за пределами Японии.

Примеры: Final Fantasy, Dragon Quest.

Тактические RPG

Основная статья: Тактическая ролевая игра

Жанр ролевых игр, который является смесью с пошаговой стратегией. Игрок управляет небольшой группойвоинов, хотя в некоторых тактических RPG их число может доходить до нескольких десятков. Первые тактические RPG появились на консолях в Японии. Сегодня, однако, много западных и компьютерных тактических ролевых игр.

Примеры:

Примеры консольных тактических RPG:

Головоломки, логические, пазлы

Пазлы (англ. Puzzle) и прочие. В некомпьютерной головоломке роль арбитра, следящего за соблюдением правил, играет или сам игрок (пасьянс), или некоторое механическое устройство (кубик Рубика). С появлением компьютеров возможности головоломок расширились, так как написать компьютерную программу проще, чем сконструировать механическое устройство.

Головоломки, как правило, не требуют реакции от игрока (однако многие ведут счёт времени, потраченного нарешение).

Примеры:

Традиционные и настольные

Компьютерная реализация настольных игр (англ. Traditional; англ. Board), например шахматы, карты, шашки, «Монополия», серия игр Warhammer.

Примеры:

  • CGoban — интернет-клиент для азиатской настольной игры го (бадук)

Текстовые

Основная статья: Interactive fiction

Interactive fiction (IF, буквальный перевод — интерактивная литература; текстовые квесты; adventure —приключенческая игра) — жанр компьютерных игр, в котором общение с игроком осуществляется посредством текстовой информации. Развитие этого жанра, в связи с низким требованием к ресурсам, началось весьма давно, и не прекратилось даже с появлением графических игр. Существуют два вида интерфейса —интерфейс с вводом текста с клавиатуры или интерфейс в виде меню, где игрок выбирает действие из нескольких предложенных (англ. CYOA, Choose Your Own Adventure).

Игры в псевдографике

Разновидность текстовых игр, в которых имеется графическая картинка в виде псевдографики — мозаики,построенной из ASCII-символов.

Примеры:

Классификация по количеству игроков

Одиночные

англ. singleplayer

Основная статья: Однопользовательская игра

Рассчитаны на игру в одиночку, против компьютера.

Многопользовательские

англ. multiplayer

Основная статья: Многопользовательская игра

Рассчитаны на игру нескольких человек (обычно до 64) по локальной сети или Интернету.

Многопользовательские на одном компьютере

англ. Hot Seat, Splitscreen

На современных персональных компьютерах бывают редко, однако часто встречаются на старых ПК и приставках. Hot seat — игра по очереди на одном компьютере. В режиме splitscreen экран делится на части (обычно две, бывает четыре), каждый из игроков играет на своей части.

Многопользовательские оффлайн-игры

Основная статья: PBEM

Некоторые жанры (спортивные менеджеры, пошаговые стратегии и т.д.) могут работать в таком формате:игроки делают ходы и отсылают результат через веб или электронную почту. Независимо от метода связи (Фидонет, электронная почта, веб…), у этих игр есть такие особенности:

  • Требуют периодического появления в сети. Но при этом требуется лишь периодичность, время подключения выбирает сам игрок, не согласовывая его с ведущими и соперниками.
  • Длительность хода — от нескольких часов до нескольких дней.
  • Игра длится месяцами и годами.

Массовые онлайновые

англ. Massively multiplayer online game; англ. Massively multiplayer online RPG

Основные статьи: Многопользовательская онлайн-игра, Многопользовательская ролевая онлайн-игра

Массовые игры по Интернету. Большая часть неиграбельна в оффлайн. Наиболее часто встречающиеся жанры — настольные и ролевые игры (MMORPG). Среди них различают также браузерные игры (игры, не требующие установки какого-либо клиента). Из обычных многопользовательских игр выделяется жанр MUD —текстовые онлайновые игры.

Примеры (MMORPG):