Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на "ты", смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека. 

Кто создает компьютерные игры?

Создание компьютерных игр - совсем не детская забава. В крупной фирме игру создают не один и не два человека. В коллективе разработчиков должен быть дизайнер игры, программисты, художники и даже композиторы. Основная роль в команде принадлежит не программистам, как это часто считается, а дизайнерам игры. Дизайнер должен быть чем-то вроде «ходячей энциклопедии», очень хорошо разбираться в программировании. Компьютерный художник должен уметь рисовать не на холсте, а на экране. Он должен уметь при этом обходиться 16 цветами. Требуется, чтобы изображение было легко распознаваемым и красивым. Компьютерный художник работает не кистью, а мышью. Компьютерные композиторы еще более редкие профессионалы. Они должны разбираться в различных звуковых платах и уметь использовать поставляемые с ним программы.

Все компьютерные игры бывают динамическими и нединамическими. Если Вы в любой момент можете отойти от компьютера, скажем, на час, а затем вернуться и продолжить прерванную игру с того места, то эта игра нединамическая. Динамические игры не предоставляют времени на размышления, в таких играх нельзя отвлекаться не то что на час, но даже на секунду. Такие игры требуют быстрой реакции и хорошего владения клавиатурой.

Компьютерные игры могут классифицироваться по разному. Например по жанру и количеству игроков. Вследствие того, что критерии принадлежности игры к тому или иному жанру не определены однозначно, классификация компьютерных игр недостаточно систематизирована, и в разных источниках данные о жанре конкретного проекта могут различаться. Тем не менее, существует консенсус, к которому пришли разработчики игр, и принадлежность игры к одному из основных жанров почти всегда можно определить однозначно. Эти наиболее популярные жанры (которые объединяют в себе множество поджанров) перечислены ниже. Существуют игры с элементами нескольких жанров, которые могут принадлежать каждому из них (например, серия Grand Theft Auto, Космические Рейнджеры, Rome: Total War и многие другие). Такие проекты причисляют либо к одному из жанров, который в игре является основным, либо сразу ко всем, присутствующим в игре, если они в равной мере составляют геймплей проекта.

За основной критерий деления жанров берём действия, наиболее часто совершаемые в играх данного жанра, и ничего больше (положение камеры: вид из глаз, вид сзади, вид сверху, вид из кабины; движение времени: реальное время или пошаговый режим; количество игроков - не являются критериями для жанров, они лишь определяют способ подачи геймплея).

Игры делится на три большие группы: ролевые, стрелялки, стратегии. Все игры внутри группы очень похожи между собой, но одновременно с этим имеются игры с различными отклонениями. Эталоны групп игр находятся на золотой середине, а жанры с всё большими отклонениями – всё дальше от центра.

Выделены 15 основных геймплейных элементов из которых состоит вообще любая игра (предпоследняя строчка снизу: обучение, загадки, общение, роль, изучение, собирание, уклонение, уничтожение, соревнование, техника, забота, развитие, контроль, тактика, план).

Классификация жанров компьютерных и видео игр

В безбрежном мире компьютерных игр можно найти что угодно, есть там и такие, которые содержат сцены насилия. Конечно, такие игры просто-напросто не являются детскими. Пагубно действуют на психику детей "стрелялки", «бродилки» и «леталки». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих играх льётся кровь, а информационной начинки практически никакой. И ограждать от них детей надо так же, как от подобных фильмов и передач по ТВ.

Дети, предпочитающие жестокие игры, более агрессивны. Этот вывод сделан Американской ассоциацией психологов. Их коллеги из университета в немецком городе Бохум выяснили одну весьма примечательную деталь. Оказывается, дети из обеспеченных семей, в которых существуют нормальные отношения между домочадцами, менее склонны к увлечению агрессивными картинками, чем их сверстники из необеспеченных или страдающих внутренними проблемами семей. Более того, некоторые британские психологи утверждают: действительно, компьютерные игры способны вызвать агрессию, но не изменение характера ребенка, а лишь кратковременные всплески импульсивности, свойственные всем играм, где велик элемент состязательности, как, например, в футболе.

Существует и немало исследований, посвященных вопросам так называемой компьютерной зависимости. Страдают от нее, как выяснилось, не только дети. В Германии даже создана специальная организация помощи людям, которые слишком много времени проводят в Интернете. Установлены признаки интернет - зависимости: сужение диапазона деятельности, стремление постоянно модернизировать свой компьютер, чтение специализированных журналов. Другой критерий — потеря контроля за временем. Все это сопровождается нервозностью и беспокойством, резким снижением интереса к работе, возникновением сложностей в отношениях с друзьями. Однако и в этом случае, отмечают специалисты, в "группу риска" входят, прежде всего, холостяки и безработные, то есть люди, имеющие проблемы в жизни.

Продолжение следует, где мы расскажем о жанрах компьютерных игр.